Государственно-частное (муниципально-частное партнерство) - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Нормативное определение сотрудничества на принципах ГЧП содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Соглашение о государственно-частном партнерстве и концессионное соглашение являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем концессионное соглашение – это одна из форм государственно-частного партнерства.
Основное отличие реализации соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения - это возникновение права собственности:
- концессионная модель предусматривает право муниципальной собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
- при модели государственно-частного партнерства объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.
Целью муниципально-частного партнерства с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств бюджета, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
Задачами муниципально-частного партнерства являются:
1) привлечение частных ресурсов для решения вопросов местного значения муниципального образования город Нижний Тагил, в том числе создание, реконструкция, модернизация и (или) обслуживание, эксплуатация общественно значимых объектов на территории муниципального образования;
2) повышение эффективности использования муниципального имущества;
3) привлечение дополнительных доходов в бюджет города;
4) техническое и технологическое развитие общественно значимых объектов на территории муниципального образования;
5) повышение конкурентоспособности местной продукции (работ, услуг) и их производителей (исполнителей), а также обеспечение высокого качества продукции (работ, услуг) на территории муниципального образования;
6) создание новых рабочих мест.
1) открытости и доступности информации о муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
2) обеспечения конкуренции;
3) отсутствия дискриминации, равноправия сторон соглашения и равенства их перед законом;
4) добросовестного исполнения сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свободы заключения соглашения.
Целевые индикаторы применения механизмов муниципально-частного партнерства установлены документами стратегического планирования, разрабатываемыми на уровне муниципального образования:
- Решение Нижнетагильской городской Думы от 31.01.2019 № 2-П «О Стратегии социально-экономического развития города Нижний Тагил»;
- Постановление Администрации города Нижний Тагил от 27.05.2018 № 1569-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Реализация основных направлений строительного комплекса в городе Нижний Тагил до 2024 года».
1) льготные арендные ставки при заключении договора аренды имущества по результатам аукциона, являющегося муниципальной собственностью, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) информационная поддержка.